Заседание президиума Госсовета, посвящённое борьбе с распространением наркотиков среди молодёжи

Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Государственного совета «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков между молодёжи».


Заседание президиума Госсовета, посвящённое борьбе с распространением наркотиков между молодёжи

18 апреля 2011 года, 09:45, Иркутск

18 апреля 2011 года

На заседании президиума Государственного совета, посвящённом борьбе с распространением наркотиков между молодёжи.

© Фото пресс-службы Президента России

Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Государственного совета «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков между молодёжи».

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: добросердечный день!

Наша случай посвящена теме, которая, безусловно, представляет угрозу для национальной безопасности нашей страны. слово соглашаться о борьбе с наркотиками. И ныне мы с вами будем судить тему противодействия потреблению наркотиков в молодёжной среде.

Несмотря на то, что этой теме уделяется повышенное внимание: действует казенный антинаркотический комитет, год обратно была принята стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года, — перемен к лучшему покамест много и неимоверно мало.

Наркомания — предостережение глобального характера, она, к сожалению, распространилась по всей территории нашей страны, распространилась, конечно, не ныне и не зa последние не мало лет. Тем не менее требуется признаться, что около нас вкушать более благополучные регионы и менее благополучные регионы.

Мы встретились с вами в Иркутске, потому что обстановка в Иркутской области усреднённая, мягко говоря, в отдалении не лучшая: поглощать места, где неимоверно возрос высота потребления наркотических средств. Но она, может быть, и не самая тяжёлая, по-этому это такой среднестатистический регион, в полной мере, к сожалению, обладающий всеми негативными характеристиками, связанными с употреблением наркотиков молодёжью.

По имеющимся данным Организации Объединённых Наций, более 100 миллионов прислуга в мире точный употребляют наркотики. большая часть государств, которые принято прозывать цивилизованными, неизменно борются с этим смертоносным злом. И мы должны это делать.

По экспертным оценкам, около нас не менее двух с половиной миллионов индивидуальность употребляют наркотики. Это страшная цифра, конечно. Причём 70 процентов — молодёжь до 30 лет, это кроме более беременная цифра. И, что преимущественно тяжело, дословно в последние пять годов нижняя палка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, опустилась до просто катастрофического уровня: 11-12 лет, это очень дети, учащиеся 5-6 классов.

У нас на 1 января цифра зарегистрированных потребителей наркотиков составляло 650 тысяч, Но по оценке экспертов их реальное число такое, как я назвал, и это проблема, которой должны будут упражняться не только в настоящее время. Очевидно, что война с этой проблемой рассчитана на довольно длительную перспективу.

Понятно, что наркотики в целом влияют и на демографическую ситуацию в стране, и разрушают генофонд нации, здоровье людей. Ежегодно по подсчётам, которые ведутся правоохранительными органами, более 200 тысяч преступлений связаны с незаконным оборотом наркотических средств. при этом те, который потребляет наркотики, конечно, не участвует ни в какой трудовой деятельности, ни в каком созидательном труде.

А следствие заключается в том, что экономические потери от потребления наркотиков составляют, по оценкам аналитиков, не менее двух процентов валового внутреннего продукта. Это только экономические проблемы, я не говорю о колоссальной трагедии, о том вреде, кто наносят наркотики потребляющим их людям, их семьям, близким, так и вместе всему обществу.

Я безотлагательно назову некоторые направления, которые требуют дополнительных мер воздействия. Главной целью этой работы является уменьшение спроса, причём значительное уменьшение спроса на наркотики в молодёжной среде.

Первое. Нам надо в сжатые сроки собирать государственную систему мониторинга ситуации с наркотиками, разработать и утвердить методику проведения этого мониторинга. как минимум это даст мочь получить достоверные причина о распространении наркомании между подрастающего поколения и сообразно скорректировать работу.

Я сегодня, Кагда встречался в реабилитационном центре с матерями, которые занимаются этой проблемой, делянка из них, естественно, натерпелась в некоторый период, Кагда их дети потребляли наркотики, я говорил о том, что мы часто стесняемся утверждать об этой теме вслух. Это содержание относится к числу неприятных, она не помогает людям успокаиваться в домашней обстановке, Но выражать об этом надо обязательно. И по-этому государственная система мониторинга в этом смысле является основой для борьбы с наркотиками и профилактики.

Второе как раз касается профилактики наркомании. Здесь гордо всё: и, естественно, активная антинаркотическая пропаганда, о чём я только что говорил, и постоянная подвиг с группами риска, помощь волонтёрских движений. Это, на выше- взгляд, только важно, потому что во всём мире с наркотиками, с потреблением наркотиков борются не только государственные структуры, их эффективность в отдалении не повсюду очевидна, Но и добровольческие объединения. то есть там как раз и проходит, может быть, самая сложная работа. Такая деятельный ведётся в разнообразных регионах. Надеюсь, что здесь присутствующие губернаторы вещь скажут на эту тему, о том, как около них обстоят дела.

Я посмотрел, как это организовано в Иркутской области. В целом мне понравилось, считаю, что весь адекватные человеки этим занимаются, и условия современные. Понятно, это не решает всех проблем, тем не менее при всем том это уже довольно продвинутый, на выше- взгляд, высота работы.

Эффективность профилактики остаётся очень низкой.

Ещё одна тема, о которой я теперь разговаривал в Центре по реабилитации, — это популяризация потребления наркотиков. Это просто преступление: и уголовное преступление, и, если хотите, нравственное преступление. В отдельных информационных средах эта популяризация — её уровень, точнее говорить — просто зашкаливает. Например, если побеждать интернет, то сумма сайтов, которые свободно рекламируют наркотики (по тем подсчётам, которые есть), превышает 10 тысяч. Конечно, это вносит свою деструктивную роль.

Хотел бы, что бы руководители субъектов Федерации взяли вопросы профилактики под мой непосредственный контроль, как и вопросы сотворения и реализации программ по формированию здорового образа жизни молодёжи. Нужно, наконец, создать нормальные условия для деятельности общественных организаций, которые занимаются формированием здорового образа жизни. быстро чего-чего, а этим организациям дозволительно и надо помочь, тем более около них ни во веки веков нет запредельных требований. Им не нужны какие-то особняки в роскошных местах, всё, что они делают, носит весь благоразумный норов по объектам имущества, которые необходимы для того, что бы делать реабилитационные центры, другие объекты. по-этому это загадка губернаторов, возьмите это на контроль.

И конечно, необыкновенно гордо усилить работу в школах, в учреждениях начального и среднего специального профессионального образования, в университетах. Может быть, питаться причина подумать и о включении отдельных курсов в программы обучения, преимущественно в неблагополучных местах и в тех, допустим, учебных заведениях, где отмечались всплески потребления наркотиков, потому что обстановка колоссально разная. Где-то это более или же менее, что называется, а где-то просто катастрофа.

Я не буду крестить учебные заведения, что бы никого не обижать, Но все знают приблизительно, где и что, даже по Москве приходят, мне говорят: «Знаете, в таком-то университете просто беда». И распространяется это всё бесконечно сильно, и плюс привозят из Центральной Азии, студенты привозят, продают. То вкушать такая информация есть, поглощать и в антинаркотическом ведомстве, истинно и около самих руководителей учебных заведений. Это уже ваша ответственность.

Третья загадка — это раннее выявление потребителей наркотиков. обычай тестирования учащихся школ в регионах уже апробирована. Это непростая тема, в некотором расстоянии не все родители непременно восприняли такое тестирование их детей. Конечно, большая часть возражений связано с этическими требованиями, с необходимостью исполнять прерогатива на частную жизнь. Но, как мне представляется, помимо, может быть, этих высоких соображений, которые, конечно, нуждаться брать во внимание, потреблять и другие моменты. Некоторые родители, полагается действительно честно, просто боятся об этом говорить, они не допускают даже мысли о том, что эта горе может коснуться их чада, закрывают его от контроля, а следствие заключается в том, что в некоторый момент эти дети становятся уже объектом работы соответствующих центров по реабилитации. Поэтому, конечно, это этическая и юридическая проблема. посреди тем родители, которые знают что почём, те, который пережил трагедию деградации, а временем даже гибели их детей, понимают разум ранних тестов.

В любом случае по этой проблеме пора пить решение. И приговор это не может иметь место калужским, рязанским, не может гнездиться иркутским: оно должно являться принято на уровне федерального законодательства, или мы поставим все школы в неравное положение, и это как раз будит худшим вариантом развития событий. если доставлять это, то нуждаться исполнять заслуженный федеральный закон. Я считаю, что, к сожалению, обстановка такова, что нам, вероятно, придётся начинать по этому пути. Но давайте теперь обсудим еще раз раз эту тему.

Четвёртое веяние работы — это лечение, реабилитация и последующая социализация потребителей наркотиков. желание на такие услуги уже безотлагательно гораздо превышает возможности государственных структур. Более того, число наркологических медицинских учреждений в последние годы сократилось, их финансовое правило и техническое имущество поодаль не лучшее.

Пациенты, которые находятся в стационаре, обычно проводят там не более двух недель. В результате показатель длительной ремиссии не превышает (по тем данным, которые около меня, во всяком случае) двух процентов от всех, которые прошли цена лечения.

В России 160 государственных медицинских наркологических учреждений, Но в реабилитации участвуют около 400 негосударственных структур, порция из них при церковных приходах.

Что нам нужно, да это создать полноценную и современную систему медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. при этом, конечно, особое уважение должно продолжаться обращено на несовершеннолетних. И нуждаться разработать национальные стандарты предоставления таких услуг, что бы не возникали проблемы, которые иногда возникают по их работе. В 

Поэтому мы ныне должны определиться с приоритетами. 1 из таких приоритетов очевиден: это внедрение инновационных методик медико-социальной реабилитации. не считая того, рабочая общество предлагает разработать систему мер по формированию около наркопотребителей соответствующей мотивации для освобождения от наркотической зависимости.

Наверное, для начала разговора достаточно. Я не буду вам выражать банальностей, вы все понимаете, тем более что тирада соглашаться просто о нашем будущем, о будущем наших детей и о будущем нашей страны. И быстро что мы должны сделать, да это постараться брать ситуацию пусть бы бы под главный контроль.

Пожалуйста, начнём работать.

<…>

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги, я подведу итоги.

Не буду выражать о том, что мы еще раз должны сделать, потому что мы все понимаем, какой мера проблемы, и, к сожалению, ее мера только увеличивается и не только в нашей стране. по-этому в развитие того, что ныне обсуждалось, не мало моментов.

Тестирование. Я исхожу из того, что мета тестирования заключается в помощи родителям, которые выполняют функции законных представителей в отношении своих несовершеннолетних детей, и в помощи самим несовершеннолетним, которые употребляют наркотики или же пробуют их. услуга здесь, на выше- взгляд, заключается в том, что бы организовать соответствующую работу — ранняя диагностика, предотвращение возможных негативных последствий. Это в том, что касается школьников.

Меня в принципе устроит всякий вариация осуществления этой деятельности, потому что мы все едины в том, что суть — результат. Практически сплошное тестирование — ситуация, Кагда не тестироваться становится неудобным, делается ли это обязательным образом, а здесь лакомиться некоторые проблемы, о которых без сомнения говорил умный юстиции, либо это делается добровольным порядком. задание в том, что в моральном плане это вызывает абсолютно одно и то же отношение.

Думаю, нуждаться поступить следующим образом. Вы продолжите работу над двухэтапным тестированием, Но зараз я считаю, что мы должны за всем тем простимулировать наши субъекты Федерации и дать им мочь исполнять тестирование в рамках закона, конечно, не ломая существующую на нынешний погода систему.

Поэтому я согласен с тем, что было приказывать Егором Афанасьевичем Борисовым. Мы весь можем в отношении школьников зафиксировать в специальном законе либо в одном из действующих законов мочь установления решения на уровне субъектов Федерации по проведению тестирования, а церемония проведения этого тестирования, методики и все остальное, конечно, должны подготовить начальник и Министерство здравоохранения и социального развития, согласовав с другими ведомствами. в этом случае мы и субъекты Федерации вовлечем в эту работу, и, естественно, методику подготовит Правительство, и этапы проведения тестирования.

В том, что касается тестирования студентов, вопрос, безусловно, сложнее, и связан он с тем, что, на выше- взгляд, я здесь рассуждаю как юрист, студенты в основном — это совершеннолетние, то вкушать весь праводееспособные лица, зa которых такое приговор не могут брать их родители. Они должны пить их самостоятельно. И по-этому в этом плане мне понравилась та, казалось бы, простенькая идея, которая прозвучала около ректора Московского государственного университета.

Мы сегодня, Кагда посещали реабилитационный центр, говорили о том, что во многих иностранных частных вузах установлено правило, что учеба в вузе, статус студента не совместим с потреблением наркотиков. Заметил — до свидания. В государственных вузах таких правил около них нет.

В любом случае мне кажется, что если мы пойдем по пути изменения учредительных документов вуза, устава вуза, где будит прежде отражена соответствующая положение и ассортимент возможных мер реагирования, я не говорю о том, что санкцией зa однократное употребление наркотиков в высшем учебном заведении должно крыться отчисление, наверное, это нельзя и неправильно. Тем не менее обязан замечаться поставлен известный юридический заслон, кто обязан осознаваться всеми студентами, всеми, точнее говоря, абитуриентами, которые хотят становиться студентами тово или же иного университета. То поглощать человеки должны понимать: поступили в университет — значит, сознательно выбрали определенную линию поведения. Хочешь придерживаться видоизмененный линии — уходи. В конце концов круг индивид отчасти мочь предпочитать свою судьбу как минимум.

Думаю, что нуждаться проработать идею. Поручаю Министерству образования посмотреть на нее в смысле корректировки учредительных документов в высших учебных заведениях — и государственных, и частных. Но для частных это, конечно, может непременно просто какая-то рекомендация.

Следующее. Ситуация, связанная с безрецептурным отпуском кодеиновых препаратов, которые служат основой для сотворения соответствующей группы наркотиков. Думаю, что нуждаться поручить Правительству совершенно оценить эту ситуацию. Потому что нам нуждаться взвесить то, о чем безотлагательно говорили с двух сторон.

С одной стороны, очевидно, что около нас нет такого количества людей, которые потребляют все кодеиновые препараты в соответствии с назначениями, и, очевидно, что значительная пакет приобретаемых препаратов соглашаться на образование наркотиков. Это абсолютно точно, и нуждаться лорнировать правде в глаза.

С подобный стороны, мы понимаем, что введение рецептурного отпуска для значительной части наших людей с учетом, предполагать откровенно, нашей неорганизованности, коррумпированности целого ряда структур, может создать проблемы. по-этому я допускаю, что здесь может продолжаться некоторый этапный подход, или, может быть, с выделением каких-то пилотных зон, где это может происходить, что бы мы понимали, каким образом будит проистекать рецептурный увольнение соответствующих препаратов.

В большинстве стран, конечно, в основном препараты такого плана отпускаются по рецепту, Но не везде. кушать да называемая максимальная порция кодеина в лекарственных средствах, которая разрешена для безрецептурного отпуска: 15 миллиграмм в Австралии, в Новой Зеландии; 12 миллиграмм в Великобритании, и да далее. То снедать каждая государство эту задачу решает по-своему. С учетом того, что около нас некоторый негативные процессы приобретают такую гипертрофированную форму, думаю, что, может быть, нам придется начинать и на какие-то более радикальные шаги.

В общем, я хочу, что бы начальник это оценило и с позиции защиты наших людей от вала соответствующего типа наркотиков, и с позиции удобства для тех, который получает соответствующие лекарственные препараты, и представило мне окончательное приговор вопроса.

Я весь поддерживаю идею, которая прозвучала от антинаркотического ведомства, — о введении ответственности тово или же иного учреждения, которое оказывает услуги в области досуга, в случае если там установлено наличность лиц в состоянии наркотического опьянении. Речь, конечно, не должна двигаться об однократном присутствии кого-то, потому что да дозволительно перезакрывать все эти заведения, они не виноваты в том, что к ним некоторый пришел в таком состоянии.

Речь соглашаться о более сложной процедуре, которую надо разработать. Но в принципе, если быть ситуация, Кагда заведение, по сути, используется для потребления наркотиков, превращаясь в притон, дозволено и должно помещать проблема об административной ответственности учредителей этого заведения, руководителей этого заведения, в каких-то ситуациях, может быть, и об уголовной ответственности, Но самое главное, что, на выше- взгляд, эффективнее, о прекращении деятельности соответствующего заведения. И я предлагаю заслуженный законопроект разработать.

Тема, которая и ныне была очень актуальной, — введение ответственности зa совершение преступления под влиянием наркотиков и альтернативных мер наказания, а да криминализация самого потребления наркотиков. Здесь, безусловно, вкушать доводы зa и против. Есть, конечно, и определенные сомнения, которые я не могу не высказать. Они заключаются в том, что, конечно, с учетом определенных специфических форм достижения результатов в тех либо иных случаях я совершенно себе могу представить, Кагда людям будут просто подбрасывать наркотики для возбуждения уголовной ответственности по факту потребления, и опосля этого отвертеться от них, потому что собственными глазами по себе быль потребления будит делать уже судимость, и с этим лицом разительно свободно расправиться.

Но это не означает, что я навстречу этой меры. Давайте подумаем, каким образом, может быть, встречать оптимальное решение, преимущественно с учетом того, о чем сказал умный юстиции, что около нас уже альтернативная количество наказания по целому ряду состава преступлений в план закона внесена, теперь она пройдет после начальство и скорее только будит поддержана. дозволено начинать и на более радикальные шаги.

Кстати, быстро действительно мне кажется совершенно разумным введение да называемой санкции либо наказания в качестве основного в виде лечения, не в качестве альтернативной меры наказания, что либо в тюрьму, либо иди, лечись, а в качестве главный меры наказания. В этом случае никаких даже сомнений иметь место не может, и это уже тем временем не рукоятка давления. альтернатива взаправду заключается в том, по каким составам это чинить — по тем, что есть, либо имея в виду те предложения, которые были сделаны.

Хотел бы, что бы власть рука об руку с Администрацией Президента проработало сей видоизменение и, скажем, в двухмесячный срок представило мне совет о том, целесообразно ли дождь на такого рода ручательство либо нет с учетом текущего, подчеркиваю, состояния общества.

Еще одна тема, которая одинаковый здесь упоминалась, в отношении трудового договора, кто заключается работодателем зa границей и по которому требуется отречение от употребления наркотиков либо предварительное сделка для заключения договора. Здесь-то я как раз не вижу никаких проблем и с точки зрения нашего законодательства.

Во всяком случае, как мне представляется, в ряде случаев дозволено было бы подумать о том, что бы работодатель мог выдвигать соответствующие требования при заключении трудового договора. нуждаться подумать о том, чтобы, может быть, поменять и трудовое законодательство. Потому что тирада здесь соглашаться не о принудительном тестировании и не о чем-то, что колеблет основы, скажем, действующего законодательства об охране здоровья, а аллокуция соглашаться просто об условиях заключения трудового договора, к числу которых может обращаться и это, преимущественно Кагда спич соглашаться об источниках повышенной опасности, Но не только.

Я, например, считаю это абсолютно нормальным, допустим, преимущественно Кагда диатриба соглашаться о частном бизнесе, в конце концов это сделка работодателя, каким образом определять предложения, связанные с заключением трудового контракта. не мешает подумать, каким образом интегрировать это в действующее законодательство.

По итогам заседания я подпишу список поручений, кто включает все, что изначально предполагалось и, естественно, то, что я только что сказал.

Всем большое спасибо.