Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков принял участие в конференции Российского союза промышленников и предпринимателей В«Производительность труда и качество рабочей силы: задачи посткризисного развитияВ

Выступление А.Д.Жукова:Добрый день, уважаемые коллеги!Вопросы, поставленные для сегодняшнего обсуждения организаторами конференции, безусловно, являются актуальными. Динамика экономического

Выступление А.Д.Жукова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вопросы, поставленные для сегодняшнего обсуждения организаторами конференции, безусловно, являются актуальными. Динамика экономического развития свидетельствует о преодолении острой фазы экономического кризиса. барыш ВВП зa 2010 год составил 4%, промышленное действие – 8,2%, польза инвестиций в главный деньги – 6%, реальная заработная оклад – 4,2%.

Положительная динамика указанных показателей сохраняется и в этом году. до нами немедленно стоят задачи инновационного обновления экономики. Для этого требуется увольнение акцентов проводимой экономической политики на меры, ориентированные на модернизацию, инновацию промышленного потенциала. Соответственно, и в сфере социально-трудовых взаимоотношений и должны обретаться уточнены приоритеты в проводимой государственной политике по сравнению с кризисным периодом.

Рассматривая социально-трудовые отношения в контексте модернизации экономики и сотворения инновационных точек роста, мы видим в ближайшие годы следующие ключевые приоритеты в государственной политике в этой сфере.

Первое – дальнейшее развитие трудового законодательства. Учитывая, что российская экономика и торжище труда будут терпеть качественные изменения в предстоящем периоде, это должно встречать адекватное отблеск и в трудовом законодательстве. Оно не является для нас догмой. начальство регулярно, с учётом правоприменительной практики, вносит в него соответствующие изменения. Мы будем упражняться это и впредь.

Укрепление института индивидуальных и коллективных трудовых договоров и соглашений, правовое оформление новых форм занятости, учёт особенностей регулирования труда работников в сфере услуг и информатики (а их число будит неустанно возрасти в посткризисный период) и некоторый другие вопросы совершенствования трудового законодательства требуют своего решения.

Работа в этом направлении уже начата. Так, например, в целях более полного учёта специфики трудовой деятельности работников, занятых вне производственного помещения работодателя, Правительством подготовлен законопроект о внесении соответствующих изменений в Трудовой кодекс. Он безотлагательно обсуждается в рамках Российской трёхсторонней комиссии. Подготовлен законопроект, предусматривающий повышение доступности рынка труда для молодёжи, инвалидов, матерей с детьми и других наименее социально защищённых групп населения.

В рамках дальнейшего совершенствования законодательства власть проводит работу по внедрению в практику лучших международных стандартов в сфере трудовых отношений, что подразумевает ратификацию ключевых конвенций Международной организации труда. Так, в 2010 году ратифицированы четыре конвенции МОТ:

«О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенция 135)»;

«О содействии коллективным переговорам (Конвенция №154)»;

«Об оплачиваемых отпусках (Конвенция № 132)»;

«Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция№ 187)».

В 2011 году эта занятие продолжается. Нам известно, что в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей подготовлены предложения, предусматривающие разработку нового Трудового кодекса. Эти совет довольно интересны, Но поскольку предлагаемая концепция модернизации трудового законодательства напрямую затрагивает интересы миллионов граждан, требуется страшно тщательное и всестороннее их обсуждение и в первую очередь в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Второе – модернизация системы охраны труда. Ключевой момент этой работы заключается в том, что бы перейти от реагирования на уже произошедшие неблагоприятные события к их предупреждению, реализовать комплекс превентивных мер, направленных на сохранение здоровья работающего населения.

Ряд шагов в этом направлении нами уже сделан. Формируется новая система нормативных правовых актов в области охраны труда, утверждены типовые нормы обеспечения средствами индивидуальной защиты работников ряда основных видов экономической деятельности, приняты меры по совершенствованию профессиональной патологической помощи работающим гражданам.

В 2011 году будит подготовлен комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья на производстве, в том числе по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, поэтапному сокращению рабочих мест с вредными или же опасными условиями труда. Предстоит внедрить как на законодательном уровне, да и в практику работы предприятий механизмы управления профессиональными рисками. Новым здесь является заблаговременное выявление рисков угрозы жизни и здоровью работника на каждом рабочем месте и немедленное принятие мер по снижению либо полному исключению риска жизни и здоровью работника. заслуженный законопроект уже подготовлен Правительством и обсуждён с социальными партнерами.

Мы предполагаем создать систему единых стандартов безопасности труда, разработать новые подходы к подготовке работников через внедрения современных обучающих технологий, ориентированных на отработку практических навыков безопасной работы, реализовать комплекс обучающих и информационно-консультационных мероприятий, в первую очередь для организаций малого и среднего бизнеса.

В среднесрочной перспективе предстоит выстроить специальную систему социально-трудовой реабилитации, направленную в первую очередь на исправление здоровья работника, а и пересмотреть предоставляемые намерение страхового обеспечения с учётом их качества и эффективности в целях восстановления здоровья работника. действие некоторых из этих направлений сдерживалась отсутствием законодательно установленных регламентаций. Законопроекты по внесению изменений в трудовое законодательство по вопросам улучшения условий и охраны труда, а да в административное законодательство, предусматривающее увеличение ответственности собственников зa нарушение требований охраны труда, уже подготовлены.

Третье – повышение гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности. Исходя из намеченных целей средне- и долгосрочного развития определённые корректировки будут внесены и в государственную политику занятости, имея в виду увольнение акцентов на меры, ориентированные на модернизацию, инновацию промышленного потенциала, развитие трудовых ресурсов и повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности его функционирования.

В этой связи важнейшими государственными приоритетами в среднесрочной перспективе являются ручательство стабильности в сфере занятости населения, а да действие задачи развития рынка труда и сферы занятости, адекватных условиям перехода экономики на инновационный оборот развития. Развивающейся экономике потребуются современные трудовые ресурсы. В этих целях мы предусматриваем организацию масштабной профессиональной подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов, которая позволит обеспечить реализацию соответствующих инновационных проектов требуемыми профессиональными кадрами.

При организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, будит предусмотрена мочь их стажировки на предприятиях, применяющих передовые технологии в целях получения новых профессиональных навыков и компетенций. будит уделено почтение и организации опережающего профессионального обучения работников предприятий, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами. учреждение опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжёлых условиях труда, будит помогать их выводу с вредного производства.

Останутся актуальными дополнительные мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда в моногородах в связи с реализацией комплексных инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию и модернизацию их экономики.

В 2011 году продолжаются антикризисные мероприятия на рынке труда, которые показали свою эффективность и не утратят её в перспективе. Это стажировка выпускников учебных заведений в целях приобретения опыта работы, помощь в переезде в другую место в целях трудоустройства, а да мероприятия по содействию развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в рамках которых могут заключаться созданы новые рабочие места.

Особую актуальность приобретает действие адресных мер, направленных на помощь занятости отдельных социальных групп населения, испытывающих трудности в поиске работы. В частности, учреждение опережающего профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу зa ребёнком в возрасте до трёх лет, способствует возвращению женщин к трудовой деятельности. действие данного мероприятия будит помогать не только созданию адаптационных условий, облегчающих возвращение данной категории женщин на прежнее должность работы, Но и возможности её дальнейшего карьерного роста, повышению конкурентоспособности на рынке труда.

На расширение возможностей занятости отдельных категорий граждан и более полное использование имеющегося трудового потенциала направлены мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, в рамках которых предусматривается замена работодателю затрат на изделие либо оснащение специального рабочего места для трудоустройства граждан данных категорий.

Хочу вас проинформировать, что Правительством в первом полугодии текущего возраст будит разработана государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», основными направлениями которой являются действие мероприятий активной политики в области обеспечения занятости населения, повышение трудовой мобильности населения, совершенствование системы социальной поддержки безработных граждан, совершенствование механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Кроме того, начиная с 2013 возраст будит разрабатываться прогноз баланса трудовых ресурсов на трёхлетний период. Принятие необходимых нормативных правовых актов для этого будит осуществлено Правительством в ход первого полугодия 2011 года.

Новый высота развития экономики ставит задачу сотворения конкурентоспособных образовательных систем, нацеленных на подготовку квалифицированных кадров для инновационной экономики. Кадровое защита потребностей посткризисной экономики, адаптация профессиональных знаний, умений и навыков работников к её меняющимся потребностям приобретает первостепенное достоинство и это является к тому же одним важным приоритетом государственной политики в сфере социально-трудовых отношений. Остановлюсь на этом вопросе более подробно.

Основные проблемы в сфере повышения качества рабочей силы широко обсуждаются экспертами и с некоторыми из них трудно не согласиться:

1. Практически отсутствует конструкция формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности.

2. Не разрабатываются среднесрочные и долгосрочные прогнозы в разрезе секторов занятости, профессий и квалификаций в целях опережающего обучения в сфере новых технологий.

3. В системе подготовки и квалификации существенно нарушен баланс по объёму и качеству высшего, среднего и начального профессионального образования (в системе профессионального образования обучаются: в НПО – 10,3 %, в СПО – 20,6 %, в ВПО – 69,1%, а потребности предприятий в настоящее время и на перспективу составляют, по оценкам, на 80% – рабочие специальности, и только на 20 % – специалисты с высшим образованием).

В результате на российском рынке труда против большая доза работников являются носителями устаревшего образования и компетенций, что является существенным препятствием для модернизации экономики.

Наиболее важные шаги в сфере модернизации системы образования мы осуществляем в рамках одноимённого национального проекта. С момента его старта был реализован полный комплекс мероприятий – от сотворения новой системы мотивации труда педагогов до укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. Одним из важных направлений в области образования в 2010 году стала действие мер по развитию высшего профессионального образования, включая предоставление поддержки федеральным университетам и национальным исследовательским университетам. В прибавление к семи ранее созданным федеральным университетам (Сибирский, Южный, Уральский, Северный, Казанский, Северо-Восточный, Дальневосточный) создан Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.

Правительством принято приговор о предоставлении статуса «национальный исследовательский университет» вторично 15 ведущим образовательным учреждениям высшего профессионального образования (в 2009 году – 12). Важнейшей особенностью этих вузов является призвание не только эффективно реализовывать образовательные программы, Но и исполнять фундаментальные и прикладные научные исследования и, таким образом, снабжать студентам мочь получить не только теоретические знания, Но и практические навыки научной работы и решения бизнес-задач в высокотехнологичных отраслях.

В развитие национального проекта начиная с этого возраст запланирован и цепь новых мероприятий, в том числе направленных на достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Общий величина бюджетных средств, направляемых на реализацию программ развития ведущих вузов страны в 2010–2012 годах, составляет 69 млрд рублей. Таким образом, уже теперь дозволительно выражать о формировании в стране узы ведущих вузов, которые должны стоить основой для новой эффективной высшей школы России.

В 2010 году была в целом завершена дело по утверждению и введению в влияние 287 федеральных государственных образовательных стандартов в сфере высшего профессионального образования. В 2011 году будит обеспечен способ граждан в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования на уровне не ниже 2010 возраст для обучения по образовательным программам, входящим в 12 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, соответствующих пяти приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России. Принятые решения затронут не менее 249 тыс. студентов в 134 вузах. при этом умножение объёмов финансирования образовательных программ по подготовке кадров по приоритетным направлениям модернизации составит в среднем 15% либо 11 тыс. рублей на одного студента, обучающегося зa счёт средств федерального бюджета, и составит 81 тыс. рублей на одного студента.

Кроме того, на развитие инновационной инфраструктуры вузов в федеральном бюджете предусмотрено 8 млрд рублей, в том числе в 2011 году – 2 млрд рублей, в 2012 году – 3 млрд рублей.

В целях повышения эффективности взаимодействия высших учебных заведений и делового сообщества мы установили порядок, условия и величина предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию совместных инновационных проектов вузов и предприятий. Было принято приговор о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а это бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий и другие объекты.

Одновременно в системе высшего профессионального образования формируется инновационное ядро, создаётся инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие образовательных учреждений и бизнеса в реализации высокотехнологичных проектов. Основными направлениями развития научно-исследовательского потенциала сектора высшего образования будут помощь кооперации вузов с промышленностью, развитие инновационной инфраструктуры и изделие современных лабораторий по ключевым направлениям развития науки и технологий.

Далее хотел бы сказать, что практически завершена дело по утверждению и введению в изготовление федеральных государственных образовательных стандартов и в системе начального и среднего профессионального образования (234 – среднего и 295 – начального профессионального образования). Основные мероприятия по развитию системы начального и среднего профессионального образования мы планируем исполнять в рамках реализации региональных комплексных программ развития профессионального образования.

Так, в рамках указанных программ запланирована учреждение мониторинга мероприятий по повышению престижа рабочих специальностей. помощь данных программ предусмотрена мероприятиями Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы с выделением средств федерального бюджета в объёме более 4 млрд рублей, из них в 2011 году – приблизительно 800 млн рублей.

Мы будем исполнять прямую поддержку модернизации базовых учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и технологии, в рамках их кооперации с учреждениями высшего профессионального образования (создание кластеров профессионального образования).

За последние годы в целях повышения качества профессионального образования, подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена осуществлялась государственная помощь их подготовки для высокотехнологичных производств учреждениями начального и среднего профессионального образования. Это мера реализовывалось в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

За эти годы поддержана 341 инновационная образовательная программа, представленная 320 государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования на сумму около 18 млрд рублей зa счёт федерального бюджета и софинансирования проводимых мероприятий зa счёт внебюджетных средств самих учреждений, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств работодателей. зa три возраст создано 300 ресурсных центров, в которых сконцентрированы дорогостоящие и уникальные образовательные ресурсы по одной либо нескольким укрупненным группам профессий и специальностей. В 2009–2010 учебном году было охвачено образовательными программами начального профессионального образования более 1 млн человек. начальство намерено продолжать работу в этом направлении и в дальнейшем.

Вместе с тем мы рассчитываем на более активную позицию и самого бизнеса в подготовке квалифицированных кадров. Например, в Калужской области работает орава инвесторов из Германии, Франции и других стран. В частности, работодатели–компании «Фольксваген» и «Пежо-Ситроен» вместе с региональными властями организовали назидательный средоточие по подготовке рабочих и специалистов для автомобильных предприятий, которые после трудоустраиваются на них.

На теперь уже более 5 тыс. лицо прошли воспитание и работают на заводах в Калуге и в Москве, причём приход центра в регионе подтолкнуло к решению паки одной задачи – обновлению всей козни профтехучилищ. Я думаю, что нам вместе с бизнесом целесообразно извлекать такие подходы при реализации инвестиционных проектов в любых других видах экономической деятельности, то глотать рано просчитывать нужда в рабочей силе и изготовлять её к моменту запуска предприятия.

* * *

Уважаемые коллеги!

В мнение не мало слов о задачах, поставленных в марте Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым накануне Правительством, в том числе и в сфере повышения качества рабочей силы. Они касаются некогда всего:

организации профессионального обучения работников в условиях модернизации производства и реализации инвестиционных проектов;

обеспечения координации деятельности, направленной на поддержку малого предпринимательства, включая реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а да мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и малых форм инновационного предпринимательства;

включения в программы обучения в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней производственной практики учащихся по получаемой профессии (специальности);

совершенствования системы государственного статистического наблюдения зa показателями, отражающими произведение новых, в том числе высокопроизводительных рабочих мест в целях оценки динамики развития инновационной экономики и формирования эффективной занятости населения;

разработки комплекса мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.

Мы рассчитываем на активное покровительство в подготовке указанных предложений и бизнес-сообщества.