Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на съезде РСПП

Выступление А.Л.Кудрина:Добрый день, уважаемые друзья!Для меня большая почтение выступить здесь, Кагда подводятся итоги годовой работы Российского союза промышленников и предпринимателей. Хочу

Выступление А.Л.Кудрина:

Добрый день, уважаемые друзья!

Для меня большая почтение выступить здесь, Кагда подводятся итоги годовой работы Российского союза промышленников и предпринимателей. Хочу от имени Председателя Правительства РФ поприветствовать собрание и желать успехов его участникам.

Мы должны делать в диалоге, внимать побратим к другу, понимать, что делаем общее дело. Экономику поднимает бизнес, а княжество должно делать для этого условия. И обсуждение этих условий, связанных с ними проблем необходимо. Это обсуждение ныне продлится на встрече Председателя Правительства с совет РСПП. Думаю, там будут заданы те вопросы, которые ныне прозвучат на съезде.

Я обратил почтение на все детали выступления Александра Николаевича (Шохина). Напомню, что Кагда выступал в Красноярске с довольно критической речью о наших проблемах, то в качестве примера привел испытание РСПП в отношении того, что же ныне в первую очередь волнует предпринимателей. И заключение о том, что на одном из первых мест – стратегия и цели государства, круг модели экономики, он в первую очередь адресуется Правительству, подтверждаю это. Мы с Аркадием Владимировичем (Дворковичем) здесь переговорили о том, что в обычной образованный стране является такой стратегией, выносимой на обсуждение. Стратегия принимается на выборах, Кагда выбираются та политическая партия, та платформа, которая будит противиться её, а после то правительство, которое довольно её реализовывать. по-этому политическая соперничество является необходимым элементом настройки работы любого общества, какой угодно экономики. И мы хотели бы, что бы больше было этих идей, политической конкуренции, выработки подобных решений.

Сегодня на заседании Правительства будут рассматриваться сценарные условия развития экономики на три года. Не только от цены на нефть эти сценарии зависят. Более того, эксперты считают, что изменения показателей этих сценарных условий как раз не зависят от цены на нефть. Она ставится разная, а темпы роста остаются одинаковые – вот в чём проблема. Это повторение другого, уже грустного факта, что даже ценность на нефть, являвшаяся до кризиса серьёзным стимулом развития, уже исчерпала мой потенциал, как и сама нефтегазовая ветвь больше не является локомотивом с точки зрения темпов роста, как это было в некоторые годы, преимущественно в первой половине прошлого десятилетия, Кагда мы росли по 10% в год. стоимость добавляла роста, экономика получала главный ресурс.

Даже при том, что имущество сберегались в суверенных фондах, экономика доля этих ресурсов получала после нефтяные, газовые и металлургические компании. сквозь их заказы эти имущество появлялись в экономике. польза денег в некоторые годы составлял 50%, а экономика росла только на 8%. Мы жили по модели, Кагда зa развитие вынуждены были воздавать в том числе инфляцией. Центральный банк, борясь с инфляцией, укреплял рубль, что вновь же подрывало экспортные возможности отечественной промышленности и увеличивало импорт. Он увеличивался существенно – бывало, на десятки процентов в год.

Зависимость от нефти сыграла свою тяжёлую роль. Развивались секторы торговли, финансов, строительства. В меньшей степени развивались отрасли, которые являются базой для модернизации. Такова не мало перекошенная под напором нефтегазовых долларов экономика. Она и от социальных расходов зависит тоже: они существенно выросли – в реальном выражении расходы бюджета выросли в 4 раза. В 4 раза больше стали брать учителя и врачи. И на дороги стали больше тратить. Другие решения принимали. Оказалось, что модель, основанная только на нефтегазовых доходах, не срабатывает, и днесь сценарии развития от них уже не зависят, потому что действие уже исчерпался. Скорее барыш цен на нефть будит теснить экономику.

Сегодня на заседании Правительства будит чрезвычайно принципиальный разговор, и он, скорее всего, не закончится. Нам придётся некоторые вопросы досчитывать до возраст или же даже до осени, Кагда будем платить бюджет. Эти развилки связаны в том числе с социальными расходами бюджета, с уровнем расходов. глава России принял приговор об увеличении военных расходов на 1,5% ВВП в следующем году. Мы должны либо поставить эти расходы на недостаток бюджета, либо увеличить налоги, или же больше пользоваться нефтегазовые доходы, ориентируясь на высокие цены. Вот три варианта. вкушать и четвёртый – сократить другие расходы: дороги, воспитание и т. д. Это пример.

Здесь многие, возможно, представляют военно-промышленный комплекс. И они знают, что там распределяется величавый поручение уже сейчас. 20 трлн рублей – это в среднем приблизительно в 3 раза барыш оборонных расходов в среднесрочной перспективе, это освобождение на последний уровень. Оборонно-промышленный комплекс обязан в три возраст увеличивать выпуск. Для этого, естественно, нужны инвестиции в оборонно-промышленный комплекс, его новые мощности. Кагда я говорю 1,5% ВВП, это не только казенный оборонный заказ, Но и денежное питание военнослужащих, об увеличении которого в 2,5 раза объявлено.

Будет ли при этом всходить недостаток бюджета? Мы не Германия и не Великобритания, в наших российских условиях финансирование дефицита федерального бюджета больше чем 2% с рынка означает бремя частных инвестиций. Ведь тем временем царство забирает круг средств с рынка, ориентируясь на высокую цену на нефть. если в этом году нулевой недостаток был бы при цене нефти 115 долл. зa баррель, то в следующем году – почти при 122 долл. Мы пошли дальше в нашей зависимости от этих цен: мы добавляем на базар касса от нефти, на цену кто ориентируемся, и получаем крепость рубля и не снижаем инфляцию да быстро, как хотели бы. Ставка процента будит выше.

Я уже не говорю о варианте повышения налогов. Все эти варианты – это взаимоотношение государства и той экономической среды, в которой мы находимся. Правильную форма мы выбираем либо около нас нет этих возможностей? либо однако мы должны базировать модернизацию на частных инвестициях, подождать, исполнять паузу по увеличению расходов?

Также хочу говорить о принципиальном решении по сокращению страховых платежей. приговор о их повышении тяжело принималось. Оно вдвоем возраст только вырабатывалось экспертами. Полгода жёстко обсуждалось в Правительстве. Что такое пенсионная система? согласие правил формирования будущих накоплений, в первую очередь той части, которая является страховой. Вы все платите сей налог, знаете, что соглашаться персонифицированный учёт по каждому гражданину, накапливающему свои права. теснить накопительная круг пенсии, глотать персональная, связанная с правами. Есть, как мы говорим, солидарная рацион уплаты налога, которая добавляется ко всем пенсиям. как правило, это, как раньше называлось, базовая пенсия. Мы непроходимо медленно дискутировали, вышли на это непростое решение. Мне было ближе решение, Кагда ниже ставка, Но больше шкала, с которой уплачиваются взносы, то питаться перенос нагрузки на более высокие зарплаты. В одной из своих статей сей подход я обозначил.

Решение невыносимо тяжело вырабатывалось. Пришли к выводу, что если мы страховые принципы защищаем, то должны брать более высокие платежи с большей шкалы – не с 463 тыс. рублей, а с 800 тыс. либо 900 тыс. рублей, то снедать прав после будит больше, Но для тех, который получает теперь зарплату свыше 30–50 тыс. рублей в месяц. Приняли это приговор – прошло полгода. Мы работаем только 1 квартал в этих условиях – и отменяем. Это же серьёзнейшие вычисления, касающиеся расчётов на десятилетия вперёд, то поглощать мы говорим, что днесь да права собирать неправильно, давайте в настоящее время по-другому их накапливать, а новоявленный догадка обманывать зa полтора месяца.

Это колоссально сложные условия, в которых мы теперь находимся, мы ищем это решение. Обращаемся и к предложениям, выработанным предпринимательскими сообществами. Деловая Россия предлагает уменьшить ставку, Но отменить шкалу общий либо исполнять её довольно большой. если шкалу отменить, то это не убавление налогообложения, а просто перенесение его на другие, более высокие зарплаты. Это приблизительно на ставке 28,5% балансируется. если мы делаем ниже ставку, то это накопление дефицита пенсионной системы.

Решение – глобальное, принципиальные проблемы – мощнейшие. И если мы не тронем вопросы обязательств и пенсионного возраста, то прежде не будут решены важнейшие вопросы, связанные со старением, демографией, тем, что около нас становится меньше работающих и больше пенсионеров. Но это не предлагается.

Мы стоим до сложнейшими решениями. Модернизация с чего начинается? Она начинается не с увеличения расходов, увеличения налогов либо увеличения дефицита бюджета, увеличения расходов до такой степени, Кагда мы становимся не покла-дая рук зависимыми от высоких цен на нефть. Давайте комплексно глядеть на все позиции, а не только на словах утверждать о модернизации. Мне пеняют, что я всё время говорю о бюджете, сбалансированности доходов и расходов. Думаю, что только что проиллюстрировал как всё взаимоувязано. Мы ныне выбираем модель, по которой будем жить. должно публично перечить на вопросы и оценивать их прямо, как они теперь стоят, и что бы вы участвовали в обсуждении. И ведь ответы не очевидны во всех случаях.

В этом году экономика выйдет на степень роста приблизительно 4,2%. В следующем году, по прогнозу, будит 3,5%. Трудно мобилизовать факторы роста, необходимые для модернизации и улучшения инвестиционного климата. Это нечего греха таить большая упражнение – прогресс государственного администрирования, работа условий в части налогового климата, внешних торговых условий. ныне барыш в России ниже 3% означает стагнацию и позволяет разрешать только текущие задачи. барыш экономики от 3% до 4,5% – это слабый, непрочный рост, не отличительный для модернизации. при нём не будут благоденствовать обновляться фонды предприятий. барыш объёма инвестиций на 6–8,8% недостаточен для российской экономики. Для модернизации нужен при эффективной конкурентной экономике барыш инвестиций около 30% к ВВП. Нужны факторы, которые дали бы такое уверенность к экономике, что бы дозволительно было вкладывать и намереваться на прибыль. Вы знаете мою позицию. С инфляцией 7–8% модернизация практически не начинается – она начинается с инфляции ниже 3%, что бы ставка по кредиту была 5–7%. тем временем большая часть отраслей начинает работать, если доверие будит вторично и на 10–15 лет. должно зажать инфляцию сквозь нерасширение расходов, неиспользование нефтегазовых денег, создающих инфляцию, вызывающих крепость рубля, по-этому непростой совещание будит ныне на заседании Правительства.

Накануне около нас были страшно жаркие споры и с экспертами, и около нас внутри министерств и ведомств, в том числе по тарифам. Мы хотим ограничить польза тарифов сейчас, Но тогда уже отрасли, связанные с этими тарифами, напоминают, что около них инвестиционная программа есть. А бес расширения инфраструктуры не будут развертываться другие отрасли – это всё теперь будит обсуждаться.

Те 10 пунктов, которые назвал правитель России в Магнитогорске, безусловно, отвечают ожиданиям. Может, это первые шаги, может, они не решат всей проблемы инвестиционного климата, будут, наверное, и другие – я и Президенту это докладывал. Отношения государства с бизнесом настраиваются, начиная с действий Правительства по определению модели государственных расходов, налоговой системы. Мы, безусловно, единодушно обсуждали эти 10 пунктов. Например, приговор о том, что бы Минэкономразвития предоставить дополнительные полномочия по ограничению действий министерств, если на суждение Минэкономразвития они не соответствует интересам бизнеса, предложено мною. Я даже вторично более строгий разновидность предложил, Но юристы говорят, что непосредственно да жёстко уничтожать нельзя: нуждаться исполнять процедуру (хотел бы, что бы в Правительстве был орган, в что дозволено было бы вертеться в том числе по вопросам, которые решают другие министерства), жить дополнительную экспертизу по другим ведомствам, таким как Пожарнадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, таможня.

Одним из предложений было речь о приватизации. Напомню, что ультиматум о приватизации пакетов акций ряда ведущих компаний было внесено Правительством в прошлом году. В данном случае предписание Президента России исходит из шагов по упорядочиванию этой процедуры, потому что с ним это одинаковый связано. Мы будем урезывать долю государства, прибавлять конкуренцию. Только сумма всех факторов создаст истоки модернизации. Спасибо.