Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание по развитию промышленности строительных материалов

Вступительное термин В.В.Путина:Добрый день, уважаемые коллеги! Мы ныне в ходе совещания рассмотрим невыносимо первенствующий дилемма – Стратегию развития промышленности строительных материалов до

Вступительное название В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы ныне в ходе совещания рассмотрим безгранично крупный задача – Стратегию развития промышленности строительных материалов до 2020 года. Понятно, что от эффективности этой базовой отрасли в значительной степени зависит действие наших планов по обновлению инфраструктуры страны, по жилищному строительству. По сути – здесь специалисты собрались, вы лучше меня знаете, – бес этой базовой отрасли нам не решить задач по жилищному строительству, ей-ей и по развитию инфраструктуры.

Напомню, что в феврале, на совещании в Кирове, мы обсудили комплекс мер по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на предстоящие пять лет. В 2016 году мы должны устраивать уже 100 млн кв. м жилья (напомню, что опосля небольшого снижения в 2010-м около нас с вами 58 млн кв. м получилось, а докризисный высота – где-то на 63 млн кв. м мы вышли), а в 2020-м исхожу из того, что край будит в состоянии воздвигать ежегодно 140 млн кв. м жилья.

Кроме того, мы запланировали масштабные проекты и будем жаловать объекты промышленности, транспортной инфраструктуры. В топливно-энергетическом комплексе большие планы, и, конечно, исполинский величина работ нуждаться завершить на Дальнем Востоке при подготовке к мероприятиям в рамках АТЭС. В Казани нуждаться завершить – там уже многое сделано, Но тем не менее паки какие-то работы остаются по подготовке к Универсиаде. Подготовку к Олимпиаде надо закончить. И около нас вдобавок 1 крупный план появился в 13 городах России – приготовление к чемпионату мира по футболу.

Это такие вещи, которые будут просто возбуждать строительный комплекс, Но это, конечно, поодаль не всё. Самое суть около нас – развитие инфраструктуры по всей территории страны и жилищная программа. Рассчитываем, что и индустрия строительных материалов, и строительный комплекс в целом станут одним из локомотивов роста и обновления всей экономики России. И конечно, мы обязаны показывать повышенные требования к технологиям возведения зданий, производству стройматериалов: это базовые составляющие, которые влияют на качество, конечную достоинство объектов, что преимущественно важно, Кагда занятие касается строительства жилья для граждан.

Мы теперь здесь, на этом предприятии, находимся, оно – одно из старейших в отрасли, в стране: с 1955 возраст работает. Вот теперь показывали обновлённые линии. Ну, конечно, это другое свойство уже: вроде как и дома панельные, а в то же время очень по-другому это не только выглядит, это по использованию очень другое. Я теперь вспоминал, я тожественный жил в панельном доме в Петербурге, в да называемом корабле. Но это все же очень другое. Здесь бес швов всё делается, не надо уже жильцам самим там вещь замазывать, что бы в квартире вихрь не гулял. Всё сделано по уму, с современными технологиями, эффективно. К сожалению, около нас небольшая часть покамест таких материалов. около нас и цемент покамест по старинке производится: сухим способом только 14% с небольшим, а всё остальное – это старая технология.

Но в целом хочу сказать, что, конечно, ветвь для нас важна и с социальной точки зрения. маловато того, что она решает важные экономические и социальные вопросы, имею в виду жильё, она и сама по себе представляет большое соединение социальных проблем. довольно сказать, что здесь работают 5,5 млн человек.

Наше совещание, как я уже говорил, осуществляется на одном из старейших предприятий. И в общем и целом они здесь демонстрируют толстый прототип того, как дозволительно выстроить производство. 340–360 млн, мне коллеги говорили, они вложили в реконструкцию зa довольно небольшой интервал времени, а действие довольно серьёзный, большой.

Но большая часть предприятий по выпуску цемента, кирпича построены кроме 30 и более годов тому назад. Применяемые технологии соответствуют уровню 1970-х годов в основном. Конечно, такая обстановка не может никого устраивать. обязательно нужно кардинально менять подходы к жилью экономкласса. Оно и должно возводиться с использованием самых современных строительных и архитектурных решений, весь быть впору всем требованиям и стандартам качества, экологии и энергоэффективности, и при этом уцелеть доступным для граждан по цене.

Вы знаете хорошо, что в себестоимости жилья 30–40% это как раз строительные материалы. И здесь гордо подбирать адекватное аналогия цены и качества – снижать себестоимость зa счёт наращивания объёмов производства при одновременном переходе на книга энергоэффективных и высокотехнологичных образцов. Для этого следует обманывать полное технологическое перевооружение отрасли, делать новые, оснащённые современным оборудованием производства.

Считаю, для этого надо в каждом субъекте Российской Федерации, а на их основе в каждом федеральном округе, создать комплексные ожидание развития стройиндустрии. И хочу, что бы руководители регионов Российской Федерации теперь меня услышали: в каждом субъекте нуждаться владеть комплексный образ действий развития стройиндустрии.

В этих планах надо учесть все составляющие: целевые ориентиры региональных программ жилищного строительства, социально-культурных объектов, ожидание развития промышленных предприятий и транспортной инфраструктуры. Для отрасли строительных материалов, строительной отрасли должно таиться понятно, как будит разгораться рынок. Ясно, что всё предусмотреть мочь (понятно), Но какие-то реперные точки, целевые показатели, рассчитанные на годы вперёд, конечно, нуждаться показать. И безусловно, при проектировании новых мощностей по выпуску стройматериалов нуждаться исходить из возможностей и потенциала межрегиональной кооперации.

Считаю, что единым координатором такой работы, конечно, обязан ходить Минрегион при активном содействии Минэкономразвития и Минпромторга. И прошу министров вплоть предпринимать этой работой нераздельно с регионами Российской Федерации.

Надо делать условия для модернизации существующих производств строительных материалов, возведения новых мощностей, закупки высокотехнологичного оборудования, станков и иной техники, необходимой в первую очередь для выпуска комплектующих для жилья экономкласса, о котором я уже упоминал.

Отмечу, что во многих регионах уже кушать успешные, хорошие примеры такой работы: имею в виду Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Ростов-на-Дону, Самару.

Такой опыт, конечно, нуждаться тиражировать, тем более что мы предусмотрели дополнительные стимулы для регионов, которые активно занимаются стройкой. Будем передавать субъектам Федерации финансовые ресурсы, помощь, а они зa счёт этих средств смогут субсидировать процентные ставки по кредитам на техническое перевооружение заводов стройиндустрии. Порядка 40 регионов получит такую поддержку уже в этом году – до конца II квартала текущего года. только около нас предусмотрено 21,6 млрд рублей, в 2011 году должно таиться 3,5 млрд рублей.

Далее. Кагда мы говорим о технологическом перевооружении, естественно, возникает вопрос: как существовать с зарубежной техникой? Здесь да же, как и в других отраслях производства, обязан влиять одинокий принцип: мы будем минимизировать, а, Кагда нужно, и обнулять ставки ввозных таможенных пошлин на то оборудование, которое является уникальным и на территории Российской Федерации покамест не производится. Но в любом случае хочу обратить на это ваше внимание, уважаемые коллеги, и уважение ваших иностранных партнёров: мы закупаем, закупаем немало, будем закупать вторично больше. кушать фирмы, которые работают с нами исстари – с вами работают давно. Будем ринуться и на правительственном уровне делать такие условия, которые экономически стимулировали бы перенос производства на российскую территорию с постепенным увеличением локализации производства. Те компании, которые кстати займутся этой работой, выиграют.

У нас хорошие отношения с нашими партнёрами в Германии, Франции, Финляндии и во многих других странах. Считаю целесообразным раздвигать сей испытание на организацию в России производства оборудования для стройиндустрии — я уже сказал, на каких условиях. Я прошу Минрегион вместе с Минпромом внести в начальство соответствующие совет – так, как мы это делаем в некоторых других отраслях. повторяться не нужно: вы это все что знаете.

И конечно, в субъектах Федерации должны продолжаться созданы площадки для дополнительных мощностей. Я снова раз обращаю уважение руководителей регионов России, фонда РЖС: надо в ускоренном порядке вмешивать в путь земельные участки под запуск новых предприятий стройиндустрии, при этом они должны обретаться непременно обеспечены соответствующей инфраструктурой. труд хлопотное, большое и дорогостоящее, Но это тово стоит.

И в этой связи паки раз напомню: нужна координация региональных программ жилищного строительства с планами развития инженерных сетей, включая газ, электричество, теплоснабжение. Конечно, гордо продолжать совершенствование законодательства, уменьшать административные барьеры. К середине 2012 возраст прошу весь завершить работу по обновлению национальных стандартов в сфере строительства и производства стройматериалов.

Нужно вкладывать ресурсы в будущее стройкомплекса, развитие опытно-конструкторской базы, располагать кого к себе имущество бизнеса в инновационные разработки, помогать их быстрому внедрению в производство. И для этого предприятия стройиндустрии и отраслевые научно-исследовательские институты должны непременно интегрированы в рамках единой инновационной цепочки.

Давайте по всем этим проблемам поговорим, все эти вопросы обсудим. термин – Басаргину Виктору Фёдоровичу. Прошу вас.

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Несколько слов, что из себя представляет строительный комплекс страны. Владимир Владимирович, Вы уже отмечали, это давно только выше- крупный мультипликатор: это 6% валового внутреннего продукта, это 8% занятости населения. С точки зрения потребления строительный комплекс потребляет ныне 25% российской стали, 14% алюминия и более 20% полимеров.

Вы уже отметили те приоритеты, по которым мы будем воспитывать выше- строительный комплекс. раньше только это упрощение административных процедур, это совершенствование отраслевого и технического регулирования, это стимулирование эффективных форм жилищного строительства, развитие профессионального образования и науки, это стимулирование технического и технологического перевооружения отрасли.

Как реализуется распределение по снижению административных барьеров? ныне изменения в Градостроительный книга сократили сроки разработки проектов документов по терпланированию и сбору исходной информации до четырёх месяцев, пускай бы было до одного года. Мы установили закрытый список административных процедур, заложили основу для сотворения института негосударственной экспертизы и в этом отношении готовы ворошиться дальше. Мы считаем, что уже ныне на федеральном уровне во многом реализованы меры по снятию административных барьеров, необходимые для формирования благоприятного климата в отрасли.

В области отраслевого регулирования внедряется новая система ценообразования, основанная на ресурсных моделях, стоимости материалов и нормативах цены строительства. Мы понимаем, что система в первую очередь направлена на повышение эффективности бюджетных расходов. Но она теперь дает и стимулирует нива для конкуренции. Неделю обратно Министерством регионального развития было утверждено 10 сборников нормативов, в ближайшее время будит утверждено кроме шесть: мы завершим эту работу совершенно в ближайшее время.

Вместе с коллегами из Белоруссии и Казахстана мы утвердили программу гармонизации нормативных документов в области строительства с принципами, принятыми в Евросоюзе. Это реальное образование единого технологического пространства и рынка строительных услуг. Еврокоды дозволительно будит употреблять уже в этом году. Это позволит вскрыть строительный базар для инвесторов и пользоваться лучшие проектные решения других стран.

Ведётся актуализация государственных стандартов и сводов правил. Уже обновлена треть из 90 обязательных стандартов, остальные в работе, и Вы уже отмечали, что в этом году мы эту работу будем завершать. Многое в этом отношении нам помогли исполнять наши институты саморегулирования. некоторый саморегулируемые организации очень эффективны, и от недобросовестных, сделавших ставку на торговлю разрешениями, мы избавимся до конца текущего года. На этой неделе состоится собрание национальных объединений строителей, где будут поставлены новые задачи по развитию строительного комплекса.

Что касается жилищного строительства, Владимир Владимирович, мы информировали Вас в Кирове по этим проблемам. Региональные ожидание теперь реализуются, мы проводим систему контроля зa этим. Практически мы идём в графике. Единственное, хотелось бы отметить, – не мало выше планируемых показателей сумма квартир, сданных в I квартале. Мы отмечаем, что растёт строительство жилья экономкласса.

Появились дополнительные приоритеты. Мы усиливаем развитие института аренды жилья. Это выше- общий изделие с институтами развития, АИЖК, банками, предусматривающий участие, в том числе, негосударственных пенсионных фондов. На выше- взгляд, мы создаём возможности для частно-государственного партнёрства, позволяем повысить мобильность населения, замышлять проблемы привлечения квалифицированных кадров в строительный комплекс. На выше- взгляд, сей задача обязан стоить предметом отдельного совещания по этому направлению.

Вы знаете, что началась упражнение по реализации пообъектного графика возведения жилья для обманутых дольщиков. дословно только в этом квартале мы обязуемся предусмотреть и ввести более 16 тыс. квартир для этой категории населения. Развитие современного стройкомлекса нельзя бес возрождения и подготовки кадров и отраслевой науки. если при системе Госстроя было 120 отраслевых институтов, и с точки зрения всей системы стандартизации работало по соглашениям кроме более 1000 институтов, то на нынешний число их осталось только 30.

Мы пытаемся сей процесс деградации отраслевой науки остановить, аккумулировать все научные разработки и объединить их в да называемое соединение «Росстройнаука», Но покамест сей процесс соглашаться с большими-большими сложностями.

Также министерством разрабатывается система использования путы территориального профильного образования для профессиональной переподготовки специалистов, развития дистанционного начального, среднего и высшего образования. при этом будит использован потенциал всех 140 профильных учебных заведений. Мы это реализуем на базе нашего профильного института, научного центра – Московского государственного строительного университета. Эта программа довольно звеном системы непрерывного образования, мы сюда подключаем и все институты переподготовки наших строительных кадров.

Многое сделано для внедрения новых энергоэффективных технологий и стройматериалов. На уровне лучших международных образцов теперь выпускаются мягкие кровельные изоляционные материалы. Мы практически весь отказались от импорта всей этой продукции. действие теплоизоляционных материалов чуть не десятилетие росло на уровне 17% в год. Интенсивно развивается действие отделочных материалов, используемых не только в строительстве, Но и в ремонте. В настоящее время круг обеспечивает потребности стройкомплекса по большинству видов продукции и имеет резервные мощности. Но потребление основных стройматериалов, их конструкций должно вырасти к 2020 году от 1,8 раза (для кровельных материалов) до 4,8 раза (для деревянных домов), действие сборной железобетонной конструкции для крупнопанельного домостроения должно вырасти в 2,2 раза. при сохранении текущих темпов развития мы видим ныне риски дефицита стройматериалов. Так, в Северо-Западном федеральном округе, несмотря на наличие теперь избыточных мощностей, в 2013 году сформируется недостаток теплоизоляционных материалов. около нас всё это потреблять в слайдах по производству основных видов продукции.

По Центральному округу уже вкушать недостаток производства листового стекла, при этом большая часть производителей может рентабельно считать продукцию с транспортным плечом не более 500 км. теперь те хозяева, которые принимают нас здесь, на предприятии, мы в выходные разговаривали….

В.В.Путин: около них до 1 тысячи, правда Я посмотрел в материалах.

В.Ф.Басаргин: Да, Но оптимальное плечо, на которое они с учётом того, что это не габарит… возможности всей нашей транспортной инфраструктуры максимально 80–100 км.

В.В.Путин: Я посмотрел: на ваших плакатах было до 1 тыс. км написано.

В.Ф.Басаргин: по-этому около нас ныне огромные проблемы со строительными материалами – на Сахалине, на Камчатке достоинство транспортировки сопоставима со стоимостью самой продукции.

Ещё 1 главный вопрос, Владимир Владимирович, Вы его затрагивали: теперь в стране 210 домостроительных комбинатов. Это то, что (коллеги нам говорили) досталось нам в имущество от Советского Союза, и только в 30 из них налажено современное действие – на остальных износ оборудования достигает 80%, а их загрузка только 30%. Казалось бы, глотать резерв, Но их продукция не соответствует ныне минимальным современным требованиям, и на смену, конечно, должны приходить мобильные линии на сходство тех, что мы видели сегодня.

По нашим расчётам, в круг индустриального домостроения надо привлечь 200 млрд рублей инвестиций, при этом на перевооружение предприятий до 2016 возраст необходимо, Владимир Владимирович, минимум 60 млрд рублей, что даст нам польза ввода качественного жилья в 30 млн кв. м. Это к тому, что бы кончаться на показатели к 2016 году в 100 млн кв. м.

Решение этих вопросов рассмотрено в Стратегии развития промышленности строительных материалов до 2020 года. действие стратегии теперь не сводится только к производственной базе на основе существующих технологий, а предусматривает качественное технологическое перевооружение только стройкомплекса. Мы уже начали образование открытой, единой информационной базы по планируемым и строящимся предприятиям, что бы первый встречный инвестор, Владимир Владимирович, мы это подчеркиваем, – первый встречный инвестор мог приходить в интернет и понять: где, в каком объёме и в какой характер продукции для стройиндустрии выгоднее вкладываться, что бы завтра обладать действительно гарантированный спрашивать на эту продукцию. С учётом того, что более 90% предприятий промышленности цветных материалов находится в частной собственности, в стратегии мы делаем ставку на меры стимулирования, модернизацию отрасли и помощь саморегулированию, а не на бюджетное финансирование, пускай бы Вы уже говорили, что по программе «Жилище» 21,7 млрд рублей мы предусматриваем на 2011–2015 годы из федерального бюджета на компенсацию процентной ставки.

В то же время в региональные программы жилищного строительства заложено предоставление подготовленных площадок для строительства производства стройматериалов. Фонд РЖС (Фонд содействия развитию жилищного строительства), Вы тожественный отмечали, ныне предоставляет для строительства участки. Эти участки должны гнездиться оборудованы, конечно, инженерными коммуникациями и инфраструктурой. Уже понятно, какие объекты нуждаться строить. Нами отобраны ныне современные технологии домостроения, доказавшие эффективность. только до 2016 возраст по нашим программам запланировано строительство объектов промышленности стройматериалов в 34 регионах Российской Федерации.

Мы проанализировали возможности зарубежных производителей, Владимир Владимирович, которые обладают как раз лучшими технологиями, и до 20 мая регионы предоставят информацию о потребностях в перевооружении своего домостроительного сектора, которая ляжет в основу технического задания для иностранных компаний. До конца возраст мы приступим к реализации этих проектов.

Вы уже сказали, Владимир Владимирович, что необходима, конечно, локализация в России лучших зарубежных производств. В этой связи отмечу, что все зарубежные производители, с которыми мы встречались, готовы начинать на сей походка и к 2017 году готовы локализовать от 70% до 80% производств. Параллельно мы ведём переговоры о создании машиностроительных заводов для производства технологических линий и оборудования по выпуску стройматериалов. Основное почтение мы уделяем Центральному, Приволжскому и Уральскому округам, где традиционно развито машиностроение. Здесь нам с Минпромторгом нуждаться проработать задача о включении в программа строительных технологий, использование которых является основанием для налогового кредита. Такая мочь теперь для энергоэффективных технологий заложена в Налоговом кодексе. Это позволит нам исполнять техперевооружение отрасли каждые пять лет, как это принято весь в мировой практике.

Всё вышесказанное мочь бес сотворения координационного центра. Мы назвали его центром индустриального домостроения. теперь в мире индустриальное домостроение обеспечивает в год более 70% жилья. Все решения практически уже приняты, и суть будит открыт в ближайшее время. Его цели – обеспечить координацию реализации конкретных проектов, а и при необходимости помогать субъектам в получении госгарантий, бюджетных кредитов и противоположный господдержки.

Осенью в Санкт-Петербурге мы проведём инвестиционную выставку, на которой подведём итоги конкурса между регионов, создавших лучшие условия для привлечения инвесторов, желающих построить новость действие в стройиндустрии.

Также нами проработаны вопросы рационального использования отходов производства и потребления. теперь стройиндустрия способна переработать значительную пакет российского вторичного сырья как в качестве исходного материала, да и в качестве топлива, что внесёт вклад в экологическую безопасность.

На основе проведённой работы нами подготовлены совет по повышению эффективности работы строительного комплекса. В частности, мы ныне прорабатываем задание регулирования ставок ввозных таможенных пошлин (Вы тожественный уже об этом говорили) и НДС на обстановка для сотворения машиностроительной базы по производству оборудования для промышленности стройматериалов. Мы теперь решаем вопросы снижения себестоимости стройматериалов при реализации федеральной целевой программы «Жилище» в отдалённых регионах. И здесь мы видим чета варианта. Это снижение затрат на транспортировку, и  второе, может быть, при всем том более предпочтительное, – это финансирование со стороны федерального центра по созданию таких производств прямо в регионах, которые локально бы работали на межрегиональных рынках.

Также считаем, что стоит пересмотреть величина финансирования мер по стимулированию реализации региональных программ, в смесь которых входят и те меры, о которых мы говорили выше. около нас, Владимир Владимирович, получается так, что мы предусмотрели по ФЦП «Жилище» в этом году 3 млрд рублей, в 2013 году 5 млрд рублей, Но в следующем году около нас соглашаться провал: в 5 раз ниже мы предусмотрели по федеральному бюджету – только 600 млн рублей. И мы бы хотели, что бы всё эту планку не исключать – с учётом того, что объёмы жилищного строительства около нас прирастают будто на 10 млн в год.

Мы предлагаем внести изменения в предложение о финансовой политике Банка внешнеэкономической деятельности, включив промышленные стройматериалы в количество основных отраслевых приоритетов инвестиционной деятельности банка, а и создать в ВЭБе отдельное подразделение по работе со стройиндустрией.

Также мы предлагаем создать координационный внушение по реализации стратегии в целом и реализации всех проектов, которые будут созданы в субъектах Российской Федерации. Мы считаем, что все эти меры теперь должны привести к тому, что строительный комплекс останется той ведущей силой, которая теперь двигает в целом и экономику, и социальную сферу Российской Федерации. Просим нас поддержать.

В.В.Путин: Спасибо!